В стране восходящего солнца существует место, где живут цветы, которые делают жизнь светлее. Эти цветы настолько прекрасны, что каждый человек, увидевший их, забывает о суетной жизни и наслаждается только этим моментом, моментом истинной красоты.
Гейши, гибкие,как ивы и красивые, как изысканные лотосы, цветут и радуют глаза в районах Ханамати-«городе цветов». Их мир, карюкаи, это истинный «мир цветов и ив».
В квартале Гион Кобу жил один из самых прекрасных цветков. Гейша Саёко-сан была настолько красива и так хорошо знала тайны искусства, что молодые ученицы брали с нее пример, старшие гейши уважали, а гости карюкаи непременно хотели видеть Саёко на своих вечерах.
Но Саёко-сан была грустна. Часто ей приходилось слышать разговоры о том, что нет ей равной. Но Саёко-сан была умной, и она прекрасно знала, как часто цветы увядают и как быстро распускаются новые, затмевающие своей красотой старые. Поэтому Саёко-сан стремилась к идеалу. Ни на один озашики(банкет) Саёко не приходила в старом наряде. Она не давала себе ни минуты отдыха, совершенствуя искусство танца, чайной церемонии или узнавая новости для того, чтобы поддерживать беседы.
Слабостью Саёко были украшения и детали одежды. Каждую неделю, в среду, после урока икебаны, Саёко-сан отправлялась в магазины, прежде чем прийти в окия-дом гейш и нанести макияж для банкета. Прекрасная Саёко тщательно выбирала украшения для прически, веер, сумочку, брошь…Иногда она говорила своей окаасан, хозяйке дома, что ей нужен новый оби или кимоно. Пожилая женщина только вздыхала, качала головой и вновь помогала Саёко выполнить ее каприз - ведь Саёко была всеобщей любимицей.
Но красавице ненадолго хватало новой вещи и после каждого озашики она грустила, никак не находя выхода - как же ей ВСЕГДА быть лучшей? Лучшей и настолько прекрасной, что никто бы не мог затмить ее красоту и умения.
В очередной раз, после уроков, Саёко торопилась заглянуть в какую-нибудь мастерскую и выбрать новую вещицу. Обычно она никогда не задерживала ни на чем взгляд, не обращая внимания ни на пробегающих мимо детей, не останавливалась, чтобы полюбоваться на цветущие деревья, только слегка кланялась и улыбалась, видя знакомых людей. Она должна быть вежливой и производить хорошее впечатление.
-Прекрасная Саёко-сан, взгляните на мои товары! Я подберу для вас лучшие украшения!
Рядом с мостовой сидел старик. Перед ним на небольшом деревянном столике, грубо отесанном, лежали самые скромные украшения. Саёко-сан рассмеялась:
-Что ты можешь предложить, старик! Такие украшения стыдно одеть даже девочке, которая только поступила на обучение в окия! Я всегда совершенствуюсь и не могу позволить себе одеться как служанка.
Опечалился старик. Как жаль, что прекрасная гейша не хочет носить его украшения, которые он делает с такой любовью!
Саёко-сан уже отвернулась, как вдруг старик ее окликнул:
-Я могу предложить такую вещь, которую вы не найдете ни у одного продавца.Посмотрите.
«Сумасшедший старик! Но я должна быть учтивой к старости. Посмотрю»- подумала Саёко и подошла к старику.
-Взгляните, что у меня есть.-старик достал из –под столика простую деревянную шкатулку. На ней не было никаких украшений и даже резьбы. – Эта шкатулка может изменить любую вещь до неузнаваемости. Положите туда свои украшения или оби, и через минуту вы увидите такую вещь, которую не под силу сделать ни одному мастеру.
Саёко только усмехнулась. Старик сошел с ума! И конечно, за эту неприглядную шкатулку и глупую легенду он запросит множество монет.
-Я дарю ее вам. С этой шкатулкой вам не придется тратить монеты на украшения и раздумывать, что бы такого приобрести, чего вы не видели в черных волосах ваших подруг.
Саёко стало жаль старика. Она взяла шкатулку, поблагодарила его и отправилась домой. Отойдя за угол, Саёко-сан небрежно кинула вещицу в сумочку. «Подарю служанке или поставлю в шкаф. Много места не займет» - решила гейша и вскоре забыла о шкатулке.
Весь день Саёко-сан была очень занята. Она брала уроки, тщательно готовилась к вечернему озашики, повторяла танцы и совсем не вспоминала о странном случае с продавцом.
Она очень поздно вернулась в окия. Вечер был трудным, Саёко устала, развлекая гостей, танцуя и при этом стараясь выглядеть достойной перед другими гейшами. Ведь она должна быть идеальной, несмотря на то, что это так изматывает, и она не успевает даже подумать о чем-то своем.
Снимая макияж, Саёко вспомнила о шкатулке и решила куда-нибудь ее спрятать. Но ради интереса, усмехаясь, сняла из прически маленькую заколку, положила в шкатулку и закрыла ее…
И что же это? Саёко-сан ахнула от удивления, открывая шкатулку. Простая металлическая заколка превратилась в золотую, украшенную такими дивными узорами, которых Саёко никогда не видела. Она положила в шкатулку веер, брошь, ленту для волос…и каждый раз простая вещь превращалась в такую изящную и красивую, которую не мог бы вообразить даже самый умелый мастер во всем Гионе!
С этого момента все изменилось.
Саёко-сан увлеклась этой шкатулкой. Она перестала посещать продавцов. Каждый вечер после озашики она торопилась снять одежду и украшения, чтобы поскорее положить их в шкатулку и увидеть неописуемую красоту. Все гейши и ученицы восторгались новыми вещами, которые появлялись у Саёко-сан. На озашики все только и говорили о дивных нарядах гейши. Между окаасан только и шли разговоры о том, где же Саёко и заказывает такие прекрасные вещи и кто этот мастер, который так расшивает кимоно и оби золотыми и серебряными нитями.
Однажды Саёко узнала, что вскоре состоится дебют одной из девочек, которая несколько лет назад поступила на обучение в окия. Саёко не была злой, но она всегда с грустью воспринимала новости о новых дебютах. Вот и в этот раз она загрустила, узнав о том, что вскоре в окия появится еще одна красавица, и конечно же, она вызовет интерес на всех озашики…
Незадолго до дебюта Саёко позвала к себе окаасан.
-Милая Саёко, не одолжишь ли ты шкатулку для того, чтобы подготовить нашу новую гейшу? Ведь ты сама когда-то дебютировала, и прекрасно знаешь, как важно для новой звезды сиять как можно ярче в первый вечер.
Загрустила Саёко, но она не могла отказать окаасан, которая относилась к гейше как к собственной дочери. Что, если она откажет новенькой в шкатулке и про нее пойдут нехорошие слухи?
Саёко договорилась с окаасан, что ни один человек не узнает об этой шкатулке. Но она чувствовала, что вскоре такие просьбы не станут редкими.
Вечером Саёко наблюдала за дебютом. Девочка была настолько хорошенькая и яркая в изысканной одежде, что все были в восторге. Вскоре дебютантка ушла вместе со своей «старшей сестрицей»-онэсан на свой первый банкет. Грустно стало Саёко. Она раздумывала: а вдруг старик сделает еще такие шкатулки, даже если её окия не откроет секрет гейшам из других домов? Или вдруг вскоре все девушки в ее доме превзойдут ее? Конечно, искусство танца, умение общаться тоже важны, но…Кто не любит наблюдать за самыми красивыми цветами? Внешность очень важна! А скоро Саёко-сан станет настолько опытной, что ей не нужно будет носить сложные наряды и она откажется от макияжа. И что это? Тогда все будут каждый раз видеть одно и то же лицо, которое не откорректируешь макияжем-маской.
Много дней Саёко грустила, думая об этом. И вдруг она вспомнила о странном старике. Может, он сможет ей помочь?
Она быстро нашла старика и подошла к нему, грустная.
-Неужели прекрасной Саёко не понравилась моя шкатулка? Я слышал слухи о том, как все восторгаются и недоумевают, откуда у Саёко такие изысканные вещи…Что же случилось?
-Старик, скажи, есть ли у тебя такая вещь, чтобы я могла менять свое лицо? Скоро все узнают про шкатулку. И вообще…Я уже не молодая ученица и вскоре не буду носить сложные наряды и макияж. Все будут видеть одно и то же лицо! Я стану скучной. Если бы я могла менять свое лицо так, как мне хочется!
-Ах, Саёко-сан, эти желания очень опасны…
-Помоги, старик! Я должна измениться сама до такой степени, чтобы ни одна красавица не могла меня затмить, даже когда я стану старой по меркам гейш!
-Я помогу тебе,Саёко-сан. Возьми эту баночку с кремом. Этот крем может изменить твое лицо так, как ты хочешь. Намажься кремом и представь, как бы ты хотела измениться. Но подожди! Прежде, чем ты впервые испробуешь этот крем, внимательно посмотри на себя в зеркало и запомни свое истинное лицо.
Но Саёко уже не слушала. Она схватила баночку и побежала в окия. Наконец-то она нашла вещь, которая поможет ей в исполнении ее самого заветного желания!
Как можно скорее она закрылась в своей комнате, открыла баночку и стала намазывать крем на свою белую кожу. Забыла Саёко о предостережении старика…Но зачем ей это? Она всегда была недовольна своим лицом.
Вскоре Саёко радостно рассмеялась, глядя в зеркало. Ее лицо стало таким, как она хотела! Брови изогнулись, губы приняли форму лука, нос стал тонким и аккуратным. Как же она ждала этого момента.
И снова это перевернуло ее жизнь. Клиенты, гейши и окаасан недоумевали, как Саёко удается становиться все прекраснее? И каждую неделю все были в восторге от того, как расцветает этот гибкий цветок. На этот раз Саёко была хитрее и никому не сказала о новом подарке старика.
Но Саёко было все мало этих изменений. Она истратила половину баночки с кремом, каждый день меняясь. Но ее все узнавали, ведь они прекрасно знали, что самая прекрасная гейша Гиона-это Саёко-сан, пусть даже она уже не похожа на ту Саёко, которую все узнали несколько лет назад. Ее стали приглашать художники. Особенно любил рисовать Саёко один старый художник. Потреты Саёко стали его гордостью. А красавица, каждый раз позируя художнику, засматривалась на старое полотно в его комнате с изображением прекрасной гейши. Если бы она была такой, как изображали художники старинных гейш! Стать такой, как гейша с этого полотна… И каждый раз она наносила крем на лицо, думая об этом потрете.
Однажды, перед фестивалем Мияко Одори окаасан отправила Саёко к художнику.
-Саёко-сан, помоги художнику выбрать твой лучший потрет. Он станет лицом Мияко Одори. Все только и ждут твоего выступления на фестивале!
В дом художника Саёко пришла радостная и сначала не поняла, почему он так озабочен.
-Саёко-сан, помогите мне выбрать ваш лучший портрет. Их очень много, и я не знаю, какой лучше.
Он развесил портреты на стену. Саёко начала выбирать, но она не знала, какой лучше. Одна гейша была красивее другой! Какой же портрет выбрать?
И вдруг послышался голос:
-Я, я лучше! Меня рисовали последней, значит я самая красивая!
Саёко вздрогнула и замерла. Все портреты вдруг ожили и начали спорить. Ей показалось, что она сходит с ума. Саёко оглянулась на художника, но он тоже недоумевал. Значит, она не сошла с ума, если он видит то же, что и она.
-Нет! Меня назвал прекраснейшей один влиятельный гость, приближенный к императорскому дворцу, значит, я самая прекрасная!
Саёко зажмурилась. Когда она открыла глаза, надеясь, что этот ужас закончится, или она просто проснется, ей стало плохо. В комнате было множество женщин, прекрасных гейш, настолько прекрасных, что казалось, будто в комнате светит солнце. Они кричали и спорили. Саёко разозлилась.
-Замолчите! Вы все просто рисунки! Я настоящая и я буду все решать! Может, художник нарисует меня еще раз! Я знаю, какая я истинная.
Но гейши только рассмеялись:
-А ты сама-то помнишь, какая ты истинная?
Саёко стало страшно. Она поняла, что происходит.
-Саёко-сан, просто выберите ту, которая больше всего похожа на вас.-подал голос художник.
Саёко расплакалась. Она поняла, что не сможет выбрать лучший портрет. Она забыла, кто она, как она выглядит. Саёко просто не помнила своего настоящего лица, она пренебрегла советом старика-продавца. Она настолько изменилась, что уже забыла свои истинные черты.
Рыдая, Саёко выбежала из дома художника. Срочно найти старика! Хоть бы он еще торговал!
Старик был на месте и сначала не узнал плачущую красавицу.
-Так это вы, Саёко-сан! Что случилось?
-Помоги мне, старик! Я была глупой, я пренебрегла твоим советом и забыла свое лицо. Я не могу выбрать портрет…но это неважно! Плевать на портреты, я просто хочу вспомнить себя.
Старик покачал головой.
-Сложно это…но постарайся вспомнить, какой ты была. Что ты любила, что тебе нравилось. Вспомни все свои черты, которые не касаются професии.
Саёко испугалась еще больше. Она так была увлечена этими странными вещицами, изменениями и стараниями стать все лучше, что совсем забыла, что же она любит. Когда она в последний раз вспоминала о подругах? Когда любовалась на цветущую сакуру? А в перерывах между уроками, где она оттачивала свое мастерство, она думала только о своем лице и о том, как бы ей затмить всех. Поняла Саёко, что старик ничем ей не поможет, и грустно побрела по улице. К кому ей идти?
И вспомнила гейша о своей онэсан, старшей сестре. Как давно они не виделись! Онэсан давно стала независима и жила отдельно.
Сначала женщина не узнала красавицу, пришедшую к ней в дом.
-Прости меня, онэсан! Я была так глупа. Я забыла о тебе, о подругах, о близких. Увлеклась этими вещами и изменениями. Я хотела стать лучшей и затмить всех. И вот сейчас мне страшно, потому что я забыла свое лицо. Помоги мне, онэсан! Старик сказал, что нужно вспомнить свои черты, то, что я люблю, но я не могу…Я уже давно не думаю своими мыслями.
Онэсан была мудрой женщиной. Она ласково улыбнулась и сказала:
-Саёко, я не могу описать тебе твое истинное лицо до того ,как ты взяла этот крем, ведь ты так изменилась. Да и мы давно не виделись…Но я могу кое-что придумать. Посмотри в эту коробку. Здесь лежит пара твоих портретов. Помнишь, когда ты только начала учиться, я сразу же взяла тебя под свое покровительство? Это один портрет. Ты мне так понравилась, что мы вместе позировали художнику, ведь я всегда хотела иметь дочь. А вот второй портрет. Это ты во время дебюта. Посмотри! Вспомни все свои чувства на тот момент.
Саёко внимательно посмотрела на свои портреты. Она показалась себе немного неуклюжей, но глаза у этой девочки сверкали, она улыбалась и казалась очень доброй. И Саёко вспомнила все, как она была простой ученицей, как помогала по дому. Она тогда была очень скромно одета, но каждый раз с ней заговаривали гейши, ведь она любила улыбаться, рассказывать истории из книг, которые так любила читать. А потом она дебютировала. Саёко вспомнила первый восторг от озашики, первые советы своей онэсан и то, как она оттачивала свое мастерство. Тогда она училась потому ,что ей это было интересно. Она любовалась на цветы и мечтала стать такой же прекрасной, как цветы и гибкой, как ива. Как это было давно … Теперь она брала уроки без интереса, только потому, что так надо-для того, чтобы превзойти кого-то…Саёко вспомнила свое взволнованное лицо, на которое впервые нанесли макияж-онэсан ей помогала. Так вот в чем секрет!
-Спасибо тебе, онэсан! Я вспомнила себя! Я поняла, как вернуть себе истинное лицо. Но что же, когда я буду танцевать на фестивале? Все ждут дивную красавицу, а я снова стану прежней.
Онэсан только улыбнулась:
-Не бойся. Возвращай себе свое лицо. А во время танца думай не о том, как ты выглядишь, а что ты чувствуешь. Вкладывай в танец душу и свои самые светлые мечты. Изображай историю в своем танце, а не просто показывай, что ты умеешь. Помоги гостям увидеть эту историю.
…..
Все гости были шокированы. Они пришли на фестиваль увидеть самый прекрасный цветок, который расцвел до невозможности. И что это? На сцену выходит Саёко-сан, прежняя, как год назад. Где же первая красавица? Мы все только и ждали увидеть самую прекрасную гейшу Гиона, которая становится все прекраснее и о которой ходят легенды!
Зал заропотал. Но если раньше это могло смутить Саёко,то теперь она была уверена в том, что это не страшно. Она начала танцевать. Она вспоминала цветущие деревья, чистые ручьи. Она пыталась передать через танец чувства, о которых читала в самых искренних историях; двигаться так плавно, как ветви ивы; и смотреть так, как бы она смотрела на своих самых близких людей; и вкладывать в танец мечты о самой настоящей любви.
Саёко танцевала так, как никогда в жизни.
И произошло необыкновенное. Гости замолчали и неотрывно смотрели на Саёко-сан. И каждый видел свой идеал, такую истинную красоту, которую не под силу создать ни одному мастеру украшений, ни одному художнику, ни одному портному. Возможно, такую живую красоту могла создать только мать всех истинных цветов - Природа.. (с)